ПОЧЕМУ ДАННЫЕ ОДОМЕТРА ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДАННЫХ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ GPS/ГЛОНАСС?
Пройденный путь транспортного средства измеряется специальным прибором – одометром. Все виды одометров не являются точными приборами.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ ПОГРЕШНОСТИ?
- Допустимые погрешности одометров.
- В результате изношенности покрышек.
- Установлена нештатная резина.
- Погрешность измерений, предоставленных GPS/ГЛОНАСС системой.
МЕХАНИЧЕСКИЙ ОДОМЕТР
В механических одометрах погрешность достигает 5%. С учётом эксплуатационных условий, изношенности устройств и деталей, использования неоригинальных комплектующих суммарную погрешность одометра исчисляют 15%.
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ОДОМЕТР
Для электромеханического одометра в основу положены показания, которые предоставляет электронный измеритель количества импульсов от датчика скорости, его чаще всего располагают на КПП. Данные одометры отличаются большей точностью. Их погрешность может колебаться в пределах 5-7%.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОДОМЕТР
Приборы со временем проходили эволюционное развитие. В них отсутствует механический индикатор, вместо которого теперь жидкокристаллический экран. А вот пройденный путь контролируется по прежнему принципу. У точной электроники всё же осталась зависимость от степени изношенности ходовой части авто. Наши специалисты рекомендуют проведение дополнительной калибровки одометра, так как завод-изготовитель этого не предусматривает. После калибровки показатель погрешности колеблется в пределах 5%.
Электронные одометры тоже имеют свои недостатки и самый существенный из них – наличие возможности изменить микропрограмму. Частные умельцы зачастую «модифицируют» бортовой одометр, завышая показания до любых размеров. К примеру, +15 или +25% к показателю пробега. Подобное вмешательство можно выявить только при проведении контрольного заезда, либо при обращении в ремонтные мастерские.
РЯД ФАКТОРОВ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ОДОМЕТРЫ ВСЕХ ТИПОВ
- Разница в радиусе колёс – из-за неё повышается показатель погрешности. Если у протектора разница от стандартной высоты в 1 см, то 100 километровый пробег будет иметь погрешность в 1955 метров: колесо с диаметром в 1 метр – 31830 оборотов, а с радиусом 1,02 – 31206. Эту разницу и составит погрешность в 1955 метров. Такая большая разница при 1см. А если у шин 325/70 и 325/75 разница в диаметре 3,2 сантиметра? Если установить одометры на автомобили, один из которых имеет стёртые протекторы, а второй нормальные, то на первом значение одометра будет большим, нежели на втором авто. К тому же, каждый радиус колеса имеет свой одометр. При несоответствии радиуса и одометра показатели скорости и пройденного пути будут иметь существенную погрешность.
- Показатель веса перевозимых грузов – прогиб шин при перегрузке и недогрузе разный, что немного изменяет их диаметры, а значит и показатели расстояния и скорости будут разными в обоих вариантах.
- Показатель давления в шинах – штатное и нештатное давление по-разному влияют на прогиб шины. В зависимости от температуры, давление может подниматься (перегретые шины).
- Наличие скольжения – пробуксовки, скольжения, торможения тоже влияют на показатель погрешности, ведь колёса не крутятся, а транспорт движется (скольжение), или наоборот: колёса движутся, а авто стоит на месте (пробуксовка).
ЕСТЬ ЛИ ПОГРЕШНОСТЬ У СИСТЕМ КОНТРОЛЯ GPS/ГЛОНАСС?
GPS/ГЛОНАСС практически не имеют погрешности, либо они такие маленькие, что не влияют существенно на общие показатели. Системы, не зависящие от конструктивных особенностей автотранспорта, настоящая находка. Нет таких внешних факторов, которые бы мешали точному определению координат. Как свидетельствуют официальные данные, чистую погрешность модуля GPS/ГЛОНАСС составляют всего до 5 метров (для пробега 1,5%). На данном этапе развития систем контроля GPS опережает ГЛОНАСС на несколько показателей. Первые, используя до 11видимых спутников, определяют измерения с погрешностью от 2 до 8 метров. Тогда как вторые определяют положение долготы и широты с погрешностью 4,5-7,4 метра при использовании до 8 спутников. Данные показатели не зависят от рельефа местности. К примеру, если уклон составляет до 20% (угол наклона пути 8,53-11,31 градусов), то показатель погрешности приблизится к 1,5%. Когда угол очень крутой, где-то 40% (угол наклона21,8 градусов), погрешности измерений могут достигать 6%. Только у всех современных трекеров есть способность по определению высоты. Они автоматически вычисляют пробег с соответствующими поправками. Подытожив, можно утверждать, что системы мониторинга транспортных средств GPS/ГЛОНАСС имеют общую погрешность, которая не превышает 3,5 процентов.
ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ ИЗНОСА ПРОТЕКТОРА НА ШИНЕ
Грузовая шина выпускается со стандартным диаметром 1,07 м. Толщина её протектора составляет 25 мм. Допустимый износ – 24 мм. Но наши водители зачастую ездят вовсе на лысых шинах. Есть перечень допустимых норм износа протекторов.
При исходном диаметре шин d1 = 1070 мм, норма предельной изношенности d2 = 1070-24-24 = 1022 мм. Длину окружности вымеряем по формуле P=pi*d
Вычислим процент соотношений между изменением длины окружности колёс и диаметра:
100%*(1-1022мм/1070мм)=4,5%
Исходя из этих исчислений, можно сделать выводы, что одометр определяет с погрешностью от 0 до 5% на одном участке пути. Тогда как у систем мониторинга её почти нет. Расхождение в показаниях между системами GPS/ГЛОНАСС и одометром происходят из-за износа протекторов в шинах или использования шин нестандартного диаметра для данного вида транспортных средств.
КАКИЕ ПОГРЕШНОСТИ У КАЖДОГО ТИПА ОДОМЕТРОВ?
На спортивном одометре не прошедшем калибровку происходит завышение скорости и расстояния на 3,5%. Это допустимый показатель, установленный международной конвенцией дорожного движения и ГОСТами 12936-82, 1578-76, 8.262-77. К обычным одометрам данные стандарты не относятся.
В механическом одометре собственная погрешность колеблется в пределах 5%. Прибавим к этому условия эксплуатации автотранспорта, износ и использование нештатного оборудования. Размер суммарной погрешности составит от 20 до 15 процентов.
В электромеханическом одометре погрешность почти вдвое меньше – 5-7%, так как в нём нет слабых механических узлов и деталей (люфты, капризы троса, катушка, возвратная пружинка и т.д.).
В электронном одометре устройство намного совершеннее, ведь механизм контроля улучшен. Но осталось прежнее исчисление расстояния и скорости. К тому же, даже у точной электроники есть зависимость от состояния ходовой части авто. Суммарную погрешность электронного одометра составляет показатель не более чем 5%, но только с проводимой дополнительной тарировкой в специальных мастерских на тестовом участке.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАМЕРЫ
Для контрольного замера нужно выбрать тестовый участок пути в 50-100 километров и по показателям расстояния сбоку на дороге засекают место отправки и прибытия. Расстояние по километражу сравнивают с показателями пробега одометра. Таким образом, вычисляют погрешности.